ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 54RS0004-01-2025-001856-97 |
Дата поступления | 27.03.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | Родионова Ольга Николаевна |
Дата рассмотрения | 29.04.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 27.03.2025 | 08:39 | 28.03.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 28.03.2025 | 09:52 | 28.03.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 31.03.2025 | 16:02 | Административное исковое заявление принято к производству | 31.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 31.03.2025 | 16:02 | 31.03.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 31.03.2025 | 16:02 | 31.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 29.04.2025 | 10:00 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 31.03.2025 | ||||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 30.04.2025 | 11:56 | 30.04.2025 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 07.05.2025 | 14:24 | 07.05.2025 | ||||||
Дело оформлено | 07.05.2025 | 14:25 | 07.05.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | ГСК "Оптимист" | 5410051512 | 1155476079087 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Мэрия г. Новосибирска | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Чертолыс Андрей Александрович |
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Калининский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Родионовой О.Н.,
при помощнике судьи Тимофеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чертолыса А. АлексА.а к мэрии <адрес>, Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> о признании незаконным решения органов местного самоуправления
установил:
Чертолыс А.А. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение органа местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 37 кв.м. по адресу: <адрес>, обязать орган местного самоуправления <адрес> повторно рассмотреть заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации гаража в собственность.
В обоснование иска указано, что истец является членом гаражно-строительного кооператива <данные изъяты>, а также собственником гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Чертолыс А.А. обратился в мэрию <адрес> о предварительном согласовании предоставления земельного участка для эксплуатации гаража в собственность: площадью 37 кв.м., занимаемого гаражным боксом № в ГСК «Оптимист» по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ письмом мэрии <адрес> административному истцу Чертолысу А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом административного истца в ГСК <данные изъяты>, в связи с тем, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует утвержденному постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проекту планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода железной дороги, <адрес>, <адрес> (образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, предназначенный для размещения парков, скверов, бульваров, иных озелененных территорий общего пользования).
Полагая, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушает права административного истца, Чертолыс А.А. обратился в суд.
Административный истец Чертолыс А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя Балашову Н.В., которая в судебном заседании требования административного истца поддержала.
Административные ответчики мэрия <адрес>, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Мэрия <адрес> представила письменные возражения относительно заявленных требований, полагает административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица ГСК <данные изъяты> в судебное заседание не явился, судебная корреспонденция с судебным извещением о времени и месте рассмотрения дела, вернулась в адрес суда.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 62, частей 1, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действия (бездействия) возложена на административного ответчика. Административный истец обязан представить доказательства нарушения его прав и законных интересов, соблюдения срока на обращение в суд, а также обязан подтверждать факты, на которые ссылается в обоснование заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Чертолыс А.А. является собственником гаражного бокса № с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Указанный гаражный бокс расположен в кадастровом квартале №
ДД.ММ.ГГГГ Чертолыс А.А. обратился в мэрию <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 37 кв. м., занимаемого гаражом № с кадастровым номером № в ГСК <данные изъяты> (№ Вх. №).
Согласно ответу Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу Чертолысу А.А. сообщено, что строительство здания с кадастровым номером № в состав которого входит гараж с кадастровым номером №, завершено в 2012 году, в связи с чем образовать и предоставить земельный участок под гаражом в рамках статьи 3.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не представляется возможным; представленная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует утвержденному постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проекту планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода железной дороги, <адрес> (образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, предназначенный для размещения парков, скверов, бульваров, иных озелененных территорий общего пользования). На основании подпунктов 1,4 пункта 16 статьи 11.10, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ указанный земельный участок не может быть образован и предоставлен (л.д.№).
Судом установлено, что Чертолыс А.А. является собственником гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес>, сведения о праве собственности внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ земельных участков и территории общего пользования в квартале <адрес>» утвержден план границ земельных участков общей площадью 26,63 га и акт установления границ земельных участков. Согласно указанному акту установления границ, за ГСК <данные изъяты> определен земельный участок площадью 5,3616 га. (л.д.№).
Гаражный бокс №, принадлежащий истцу, расположен в здании, рассчитанных на 34 бокса. Указанное здание построено в 1989 году, что отображено в техническом паспорте здания (л.д.№).
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу подпункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно подп. 1, 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
- несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В частности, в оспариваемом ответе мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует утвержденному постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проекту планировки территории, ограниченной <адрес> (образуемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, предназначенный для размещения парков, скверов, бульваров, иных озелененных территорий общего пользования).
Рассматривая требования административного истца, суд полагает, что оспариваемое решение Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, законным признать нельзя по следующим основаниям.
Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён Проект планировки территории, ограниченной <адрес>, полосой отвода железной дорогой, <адрес>.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.7 Федерального закона № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
До ДД.ММ.ГГГГ гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ (далее ГрК РФ), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях: 1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе, с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям; 2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства (подпункт 2 статьи 3.7 указанного Федерального закона).
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заявитель отдельно указывает, что гараж возведен до дня введения в действие ГрК РФ.
В случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.
В случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются:
- документ, подтверждающий предоставление или иное выделение земельного участка, из которого образован или должен быть образован испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, или документ, подтверждающий приобретение указанными кооперативом либо организацией права на использование такого земельного участка по иным основаниям;
- решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) указанного земельного участка либо иной документ, устанавливающий такое распределение, и (или) документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий выплату таким гражданином пая (паевого взноса), в том числе без указания на то, что выплата такого пая (паевого взноса) является полной, и (или) подтверждающий факт осуществления строительства гаража данным кооперативом или указанным гражданином;
- схема расположения земельного участка (в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать);
- документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя);
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц о гаражном кооперативе, членом которого является заявитель.
В случае, если земельные участки, указанные в настоящей статье, являются ограниченными в обороте, такие земельные участки по правилам настоящей статьи подлежат предоставлению гражданам в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок.
Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены статьей 27 Земельного кодекса РФ. Запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования (п. 8 ст. 27 ЗК РФ).
Из приведенных норм права и представленных в материалы дела доказательств, следует, что к возникшим правоотношениям сторон подлежат применению положения Федерального закона № 137-ФЗ, что не было учтено мэрией <адрес> при вынесении ею оспариваемого отказа.
Действительно, из материалов дела усматривается, а также указано в письменных возражениях относительно заявленных требований, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в зеленой зоне, обозначенной как территория общего пользования.
Вместе с тем, само по себе фактическое расположение испрашиваемого земельного участка в указанной зоне проекта планировки территории, с учетом применения к возникшим правоотношениям положений вводного Закона № 137-ФЗ, не может являться достаточным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка в собственность.
Доказательств того, что по состоянию на дату введения в действие статьи 3.7 Федерального закона № 137-ФЗ спорная территория являлась ограниченной в обороте, в дело не представлено. Несмотря на это, административным ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ году принят проект планировки территории, которым обоснован оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах, проект планировки территории непосредственным образом затрагивает имущественную сферу частного лица, следовательно, его принятие должно иметь предсказуемые и разумные основания, что применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора не подтверждено.
Как следует из технического паспорта здания на 34 бокса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором в том числе расположен гаражный бокс №, год постройки здания указан ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку административным ответчиком принято незаконное решение в виде отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования о признании незаконным оспариваемого отказа Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес>.
Суд в рамках процедур, предусмотренных главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассматривает требование об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, принявшего соответствующее решение, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями.
По результатам рассмотрения, согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в частности, может быть вынесено решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Рассматривая споры в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда.
Из анализа положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что признавая оспариваемое решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемое решение, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым возложить на Департамент земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> обязанность повторно рассмотреть заявление Чертолыса А.А. от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка в ГСК <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Чертолыса А. АлексА.а - удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Чертолысу А. АлексА.у в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 37 кв. м., занимаемого гаражом с кадастровым номером № в ГСК <данные изъяты>, с местоположением: <адрес>.
Обязать мэрию <адрес> повторно рассмотреть заявление Чертолыса А. АлексА.а от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 37 кв. м., занимаемого гаражом с кадастровым номером № в ГСК <данные изъяты>, с местоположением: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Новосибирский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья /подпись/ Родионова О.Н.
Подлинник решения находится в материалах дела № Калининского районного суда <адрес>. УИН №
Решение не вступило в законную силу: «___»____________2025 г.
Судья: О.Н. Родионова
Помощник А.В. Тимофеева
